Рынок жилья стратегическим взглядом – вторая часть.
В первый месяц нового года давайте вспомним, как развивался рынок жилья в прошлом, 2016 году. Зачем – чтобы понять, как рынок покупки-продажи квартир поведет себя в уже этом, 2017 году. Вся актуальная информация взята с конференции недвижимости Proestate, которая проходила в Москве осенью 2016 года.
КОТ и социальная инфраструктура
Сейчас, говоря о проектах жилой недвижимости, прежде всего подразумевают комплексное освоение территории (КОТ). И это основной тренд. Московский регион и практически все крупные российские города в последние 5 -7 лет застраиваются микрорайонами, размерный ряд земельных участков которых: от 20 до 500 Га и более.
Пример комплексной застройки территории
Возводить такие проекты без социальной инфраструктуры, рабочих мест и прочих точек притяжения бессмысленно.
Кстати, вопрос строительства социальной инфраструктуры по-разному решается в разных регионах. Это обусловлено состоянием экономики региона и местным законодательством. В Москве, в отличие от нашего же нижегородского рынка, например, сложившаяся практика – социалку строит застройщик. Более того, девелоперы зачастую испытывает ряд трудностей, чтобы передать потом построенные школы и детские сады на баланс города. Поэтому зачастую строятся даже частные школы (сотрудничают на этот счёт с университетами).
Регионы
Кроме стандартного набора инфраструктуры и “уникальных торговых предложений”, всё большее значение приобретает умение девелопера создавать атмосферу. Кстати, не всегда критерием успешности являются возможность вкладывать в проекты большие бюджеты (этим “страдает”, например, рынок Московского региона). В конкуренции за покупателя гораздо креативнее действуют провинциальные рынки. Не удивительно, ввод площадей на душу населения у них, зачастую в 3-5 раз выше московского. Ведущие в этом вопросе Екатеринбург, Питер, Тюмень, Краснодар. Много интересных и креативных идей у девелоперов этих регионов. Меньшие финансы вынуждают регионы быть более изобретательными.
Особенности рынка
Ориентация на конечного покупателя. Причём этот покупатель, в большинстве своём, человек семейный. Растёт спрос на 2,3 комнатные квартиры. Студии постепенно теряют свои позиции наиболее продаваемого жилья. Связано это также с тенденцией ухода с рынков инвестор. Даже в Москве, по мнению профессионального сообщества, этот сегмент покупателей теперь не выше 10%.
Энергоэффективные дома. Тренд, не проявленный пока на нижегородском рынке. Между тем, с уровнем цен, вопрос снижения стоимости эксплуатации становится всё более актуальным. По некоторым опросам до 60% потенциальных покупателей считают данный параметр важным при выборе жилья.
Пример энергоэффективного дома
Нижегородский рынок
Ситуация на нижегородском рынке, по нашим оценкам, находится достаточно близко к “среднероссийской”
В свете общих тенденций мы выглядим так:
– 75-90% рынка (варьируется от года к году) составляет эконом-класс. Крайне низкая доля проектов бизнес и премиум классов.
– за счёт активно наращиваемой застройки в пригородах накапливается предложение в эконом классе. Это касается как первичного, так и вторичного рынков. В будущем, по нашим оценкам, это приведёт к снижению ликвидности такого жилья;
– как отмечено выше, «город растет не вверх, а вширь”. Площадки с расселением (договоры развития) в городской черте осваивать не выгодно, что приводит к прирастанию города новыми территориями. При этом не снимаются транспортные и инфраструктурные проблемы.
Продолжение следует...
С уважением,
Заместитель директора по маркетингу, директор направления PRIDE Полина Костюнина
Подпишитесь на нашу рассылку и вы будете знать еще больше о всех тенденциях рынка, а также том, как выгодно купить квартиру в Нижнем Новгороде! А если не трудно – поделитесь, пожалуйста, этой статьей в соцсетях – может быть, она сможет быть полезной и поможет сэкономить деньги при продаже и покупке новостройки не только вам, но и вашему другу!